ГУ «Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»
Ребенок и компьютерная зависимость
(памятка для родителей)
Каждому из нас приходится неоднократно использовать компьютер: печатать тексты, читать книги и статьи, устанавливать социальные контакты. Наши дети – не исключение. Только, в отличие от взрослых, у них меньше жизненного опыта и, соответственно, больше вопросов, на которые им хочется как можно быстрее получить ответы. Однако родители не всегда готовы к вопросам современных детей. В такой ситуации самым знающим и оперативным, готовым дать ответ на любой вопрос становится компьютер. Так постепенно ребенок привыкает к своему молчаливому, но очень эрудированному собеседнику. Начинает согласовывать с ним свои потребности и желания, погружается в общение с виртуальными собеседниками. В результате, появляется компьютерная зависимость.
Основные причины компьютерной зависимости:
Нарушение социальной адаптации. Отсутствие теплых, доверительных отношений в семье, недостаток общения
Скрытая или явная неудовлетворенность окружающим миром.В реальной жизни ребенок может иметь не очень хорошую успеваемость, чувствовать себя уязвимым и испытывать высокую тревожность, считая, что люди относятся к нему враждебно. В то время как в компьютерном мире, он «великий воин» или «отважный капитан космического корабля»;
Трудности самовыражения, связанные с отсутствием у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби.
Признаки компьютерной зависимости:
Ребенок ежедневно играет на компьютере, начав игру, теряет чувство времени;
Ради компьютерной игры жертвует времяпровождением с семьей, друзьями; пренебрегает сном, питанием, личной гигиеной;
После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли, сухость слизистой оболочки глаз;
В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером;
Наблюдаются проблемы с учебой;
Компьютер становится ведущим средством для достижения комфортного состояния ребенка.
Чтобыпомочь вашему ребенкупредупредить компьютерную зависимость или справиться с ней, попробуйте выполнять следующие правила:
Правило 1. Совместно с ребенком посчитайте, сколько времени он тратит на различные стороны своей жизнедеятельности: сколько часов в течение дня, в неделю, месяц уходит у него на сон, учебу, общение, компьютерную игру и т.д. Обсудите с ребенком полученные результаты. Поставьте его перед фактом: возможно, значительный перевес компьютера, продемонстрированный в цифрах, заставит задуматься над вопросом: «Кто хозяин моей жизни: я или компьютер?».
Правило 2. Ребенку нужна более выгодная, значимая альтернатива компьютерному увлечению. Попробуйте вместе с ним определить значение компьютера в его жизни. Возьмите чистый лист бумаги и разделите его пополам. Справа запишите все, что считаете ответом на вопрос: «Что дает мне компьютер?», а слева – «Что дает мне повседневная жизнь?». Обсудите полученный результат. Покажите, что возможности повседневной жизни шире и интереснее, например, приобщайте ребенка к совместному выполнению домашних обязанностей, всей семьей посещайте театры, выставки, вместе читайте и т.п.
Правило 3. Будьте искренними с ребенком, доверяйте ему. Покажите, что, несмотря ни на что, любите его и верите в него, считаетесь с его мнением и возлагаете на него большие надежды.
Правило 4. Основную трудность для ребенка составляет отказ от включения компьютера, от выбора компьютерной игры (т.е. избавление ребенка от внутренней мотивации проводить время за компьютером), так как самое интенсивное желание погрузиться в виртуальную реальность возникает по мере приближения к компьютеру. Именно в такие моменты важно его на что-то переориентировать, мотивируя тем, что компьютер подождет, а ваше предложение – нет.
Правило 5. Вы, как родители, должны своим личным примером убедить вашего ребенка в том, что компьютер – вещь полезная только для работы: например, не надо писать вручную – можно с помощью клавиатуры напечатать текст; не надо беспокоиться о том, как запомнить текст выступления и сделать его доступным для восприятия – можно воспользоваться компьютерной презентацией и т.д. – все, что раньше занимало много времени, сейчас быстро и точно способна выполнить компьютерная программа. Но только в том случае, если выбирать программу в соответствии с ее назначением. Иначе результат будет прямо противоположный.
Правило 6. Запретить вашему ребенку играть в компьютерные игры будет сложно, поэтому попробуйте с ним договориться. Проводите совместное обсуждение компьютерных игр, вместе выбирайте развивающие игры. Руководствуйтесь вашими ответами на следующие вопросы: 1) Что даст эта игра моему ребенку? 2) Какие качества будет развивать в нем? 3) Не даст ли игра опасную информацию? 4) Не будет ли формировать негативный стиль поведения?
Важно помнить: компьютерные технологии – это, прежде всего, бизнес. А основу любого бизнеса составляют инвестиции, то есть прибыль. В компьютерный бизнес ваши дети, кроме денег, инвестируют свое здоровье, богатство человеческих отношений и время полноценной и счастливой жизни.