ГУ «Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»
Готовимся к экзамену: преодолеваем тревожность
Экзамены – это серьезное испытание, которое заставляет учащихся мобилизовать все свои силы. Очень часто от умения оставаться спокойным и энергичным в напряженной ситуации зависит будущее испытуемого. Сильные эмоции мешают приступить к учебе и собраться с мыслями.
Для того, чтобы совладать со своими эмоциями на экзаменах, можно применить следующие виды стратегий:
- Направлять энергию на решение проблемы:
- упорно учиться, грамотно усваивать материал, используя психологические приемы запоминания;
- фокусировать свое внимание на позитиве, поддерживать бодрость духа;
- активно отдыхать, заниматься спортом в перерывах между подготовкой к экзаменам.
- Получать поддержку:
- поделиться своими страхами с близкими людьми;
- общаться со сверстниками, так как понимание, что все проходят через экзамены, снижает напряжение;
- обратиться к профессиональной помощи (репетиторам, психологам);
- читать книги, которые мотивируют к деятельности.
3. Использовать методы эмоциональной регуляции:
- «спускать пар» через: крик, смех, слезы;
- применять такой прием, как дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, затем такое же количество коротких вдохов;
- отвлекаться и отдыхать: пройтись в парке, порисовать, погулять с собакой и т.д.
4.Примерять на себя роль другого человека. Этот прием используют, когда источником проблем являются определенные качества человека (застенчивость, неумение говорить).
В основе этой техники используется механизм подражания, когда человек примеряет на себя образ другого (знаменитого человека, героя книги или артиста), который обладает недостающим качеством характера. В ситуации экзамена он примеряет на себя роль этого человека. Так как он не полностью себя отожествляет с ним, то все свои неудачи относит не к себе, а к выбранному персонажу. Это помогает легче относиться к промахам и сохранить чувство достоинства. При удачном выборе роли ее исполнение помогает совладать со стрессом и вызывает изменения в поведении и личных установках.
5. Определять границы своих возможностей.
- активно исследовать границы своих возможностей и ограничений;
- сформировать новые навыки;
- приспособиться к новым условиям, например, снизить значимость.
6. Предвидеть события (заранее составленное представление). Эта техника имеет адаптивное значение, и позволяет заранее подготовиться к испытаниям, наметить способы предотвращения проблем, найти другие пути решения. Например, иметь запасной вариант поступления в другое учебное заведение.
7. Повторять ежедневно позитивные установки:
- Мой мозг обладает неисчерпаемой энергией.
- Я верю в свои возможности.
- Мое самочувствие улучшается.
- Я чувствую избыток сил.
- Я чувствую себя наполненным и уверенным.